|
Каталог статей
Изобразительное искусство
АКВАРЕЛЬ — водяные краски с растительным клеем в качестве связующего вещества и живопись ими. AНФАС, фас — изображение портретируемого лицом к зрителю, спереди. АППЛИКАЦИЯ — способ создания орнаментов и изображений путем нашивания, наклеивания на бумагу, ткань и т. п. разноцветных кусочков различных материалов другого цвета и выделки. БЛИК — отблеск света, в шкале градаций светотени самое яркое световое пятно, лежащее на блестящих, выпуклых и выступающих поверхностях предметов. ВАЗОПИСЬ — декоративная роспись керамических сосудов, выполняемая специальными красками и закрепляемая обжигом. ВАРИАНТ — художественное произведение, сходное с другим произведением того же автора на ту же тему.
ВЕНЗЕЛЬ — переплетенные между собой, как правило, прописные начальные буквы имени и фамилии, образующие своеобразный узор. ВИНЬЕТКА — в книжной графике небольшая композиция декоративного назначения (орнаментальная или изобразительная, часто символического характера) в начале или в конце текста в качестве заставки или концовки. ВИТРАЖ — произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала, изобразительная или орнаментальная композиция, рассчитанная на сквозное освещение. ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ — техника живописи, где в качестве связующего вещества используется воск. ВЫРАЖЕНИЕ — воспроизведение средствами искусства внутреннего содержания явлений действительности (чувств, психологического состояния человека и др.); раскрывается через изображение и его декоративную структуру. ГАРМОНИЯ — согласованность, соразмерность, единство частей и целого в художественном произведении. ГОРИЗОНТ — в теории перспективы условная прямая, соответствующая видимому горизонту; может располагаться художником близ верхнего или нижнего края картины и быть соответственно высоким или низким. ГРАВИРОВАНИЕ— вырезание изображений, орнаментов, надписей на поверхности твердых материалов (металла, дерева, камня, стекла, линолеума, пластиков) резцами и другими инструментами; может создавать как углубленный, так и выпуклый рисунок. ГРАВЮРА — раздел графики, включающий произведения (гравюры), исполненные посредством печатания с доски, обработанной различными способами гравирования. Разновидностями гравюры являются акватинта, ксилография, литография, офорт, политипаж, резерваж.
ГРАФИКА — вид изобразительных пространственных (пластических) искусств; связанный с изображением на плоскости: рисунок или отпечаток наносится на лист бумаги, иногда картона; различают станковую и книжную графику, по целевому назначению — прикладную (промышленную), экслибрис, плакат, по способу исполнения и возможностям воспроизведения — уникальную и печатную. Разновидностью графики является лубок — народная картинка. ГРОТЕСК — тип художественной образности, основанный на контрастном, причудливом сочетании фантастики и реальности, прекрасного и безобразного, трагического и комического. ГРУНТ — 1) в живописи тонкий слой специального состава, наносимый поверх холста или дерева как основы с целью прилать поверхности нужные художнику технологические качества; бывает клеевым, масляным или эмульсионным; 2) в технике углубленной гравюры — слой кислотоупорного состава, которым покрывают металлическую доску перед началом работы ГУАШЬ — краски для живописи, разводимые водой, от акварели отличаются наличием в составе белил, большей плотностью красочного слоя. ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ - является частью архитектурного ансамбля или произведения декоративно-прикладного искусства, предназначена для украшения или подчеркивания конструкции и функции здания или предмета. ДЕКОРАТИВНОСТЬ — качественная особенность произведения искусства, определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем, форма выражения красоты. ДЕТАЛЬ — значащая подробность, характеризующая героя или среду бытия, может быть исполнена символического смысла. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА — при сопоставлении усиливают друг друга, при смешении обесцвечиваются. ДОСКА — пластина или плита из металла, дерева и др., на поверхности которой выполняется гравюра перед процессом печатания. ДРАПИРОВКА — изображение ткани, свободно падающей или собранной в красивые складки. ЖАНР — в теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная кругом тем, предметов изображения, авторским отношением к предмету. ЖИВОПИСНОСТЬ — яркость, выразительность; свойства художественного исполнения, характерные прежде всего для станковой живописи. ЖИВОПИСЬ — вид изобразительных искусств, ее произведения создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность; явление мировой культуры, прошедшее на протяжении тысячелетий эволюцию от наскальных росписей палеолита до новейших течений, объединяющие разные этнические и культурно-конфессиональные миры; основные разновидности — станковая и монументальная. ЖИВОПИСЬ НA ШЕЛКЕ — распространена главным образом в искусстве стран Дальнего Востока, ей присуща особая фактурно-пространственная выразительность. ЗАКРЕПЛЕНИЕ КРАСОЧНОГО СЛОЯ — в масляной живописи работа по восстановлению прочности красочного слоя, начавшего отделяться от грунта или основы. ЗАМЫСЕЛ — целостное представление художника об основных чертах содержания и формы художественного произведения до начала практической работы над ним. ЗАРИСОВКА — рисунок с натуры, выполненный, как правило, вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или упражнения. ИЗОБРАЖЕНИЕ — воспроизведение средствами искусства внешнего, чувственно-конкретного облика явлений действительности; в изобразительных искусствах основа художественного образа. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - раздел пластических искусств, выросших на основе зрительного восприятия и создающих изображения мира на плоскости и в пространстве: живопись, скульптура, графика. ИКОНА — живописное (реже рельефное) изображение Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного писания, являющееся предметом поклонения в христианстве. ИКОНОГРАФИЯ — система вариантов изображения определенного персонажа, лица и события, трактовки какого-либо сюжета. ИКОНОПИСЬ — вид станковой религиозной (главным образом православной) живописи, обладающей специфическим сюжетным составом, материальной основой, техникой, приемами и методами исполнения; главной ее функцией было создание молельных образов, воплощающих сверхчувствительные представления в чувственно воспринимаемых формах. ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ — украшение рукописной книги миниатюрами. ИЛЛЮСТРАЦИЯ — разновидность искусства, в основном художественной графики, имеющая целью сопровождение и образное пояснение текста. ИСКУССТВОЗНАНИЕ— 1) комплекс наук о всех видах художественного творчества; 2) наука о пластических искусствах. КАЛЛИГРАФИЯ — искусство красивого и четкого письма, сообщает ему декоративную красоту и образную графическую выразительность. КАРАНДАШ — инструмент для рисования и письма; по материалу различаются графитный, свинцовый, серебряный, итальянский; сангина, пастель, уголь не имеют оболочки; чертежные, маркировочные, копировальные и т. д. имеют разное назначение. КАРТИНА, холст, полотно — станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение и предназначенное для сосредоточенного восприятия, относительно изолирующегося от окружения; законченное произведение, в котором последовательно воплощен замысел автора; состоит из основы (холст, доска, картон и др.), на которую наносят грунт и красочный слой. Европейский тип имеет раму и подрамник, дальневосточный сохраняет форму свободно висящего развернутого свитка. КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ — художественный музей, в котором экспонируются в основном произведения живописи. КИСТЬ — основной инструмент для живописи, изготовляется из волоса или шерсти. КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ — живопись, в которой связующим веществом служит животный или растительный клей. КОЛЕР — окраска, цвет. КОЛЛАЖ — техника создания картины, при которой используются детали из плоских и объемных материалов. КОЛОРИТ — система колоритных тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство. КОМПОЗИЦИЯ — построение художественного произведения, взаимное расположение его частей. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА — изображения, выполняемые из одинаковых мелких элементов, составляются набором на пульте компьютера. КОНТРАСТ — противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся качеств, важное выразительное средство пластических искусств. КОНТУР — линия, очерчивающая предмет или его детали, средство художественной выразительности. КОПИЯ — точное воспроизведение художественного произведения, КРАСКИ — жидкие, тестообразные или твердые вещества и составы, обладающие хорошей окрашивающей способностью. Известны бистр, охра, сепия и др. ЛАК — раствор бесцветных природных смол в высыхающих растительных маслах, скипидаре и др., на разных этапах создания произведения используемый художником. ЛЕПКА — процесс создания скульптурного произведения из пластически податливого материала — глины, пластилина, воска. ЛИНИЯ — одно из важнейших выразительных и изобразительных средств в пластических искусствах. ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА - прямая, научная перспектива, изображение объемного предмета на плоскости геометрическим методом центральной проекции. ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ — основной и неизменный, характеризующий окраску самого предмета. МАЗОК — след кисти на поверхности красочного слоя. МАНЕРА — совокупность индивидуальных стилистических и технических особенностей в творчестве художника. МАРИНА — картина, на которой изображен морской пейзаж. МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ — живописная техника, основанная на применении растительного масла в качестве связующего вещества. МАСТЕРСКАЯ— 1) помещение для работы художника; 2) состав учеников, занимающихся у одного художника. МАСТЕРСТВО — высокая степень художественного совершенства в создании произведений искусства. МИНИАТЮРА — художественное произведение малых размеров, отличающееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью технических приемов. МОЗАИКА — разновидность монументальной живописи; изображения и орнамент составляются из простейших цветовых элементов - кусочков разноцветных натуральных камней и стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов. МОЛЬБЕРТ — деревянный или металлический станок для живописи, на котором укрепляется подрамник с холстом, картон, доска и др. на различной высоте и часто с различным наклоном. МОНОХРОМИЯ — использование одного цвета. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ — ряд живописи, непосредственно связанный с архитектурными сооружениями или специальными конструкциями. К ней относят фрески, мозаики, панно, витражи, сграффито и т. п. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА — род скульптуры, первоначально имевший культовое, затем мемориальное назначение, памятники, мемориальные ансамбли, монументы, статуи, бюсты, рельефы, рассчитанные на восприятие с больших расстояний. МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА — оформляет фасады и интерьеры зданий, композицию мостов, триумфальных арок, фонтанов, беседок и др. МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ — качество произведений искусства, достигаемое высокой мерой художественного обобщения, придающей им величие, общественную значимость. МОТИВ — элемент художественного произведения как носитель определенного характера, образа, содержания. МУШТАБЕЛЬ — легкая длинная деревянная палочка с шариком на конце, служащая опорой для руки, держащей кисть. НАБРОСОК — рисунок, живопись или скульптура небольших размеров, быстро исполненные, чтобы зафиксировать наблюдение или замысел художника. НАПРАВЛЕНИЕ в искусстве — эстетическая категория, обозначающая принципиальную общность художественных явлений на протяжении длительного времени. НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ — знаки или изображения, выполненные древними людьми на скалах, в пещерах, на отдельных камнях. Их разновидности — петроглифы, писаницы. НАТУРА — предметы и явления окружающего мира, живые существа, которые изображает или может изобразить художник, наблюдая их как модель. НАТУРЩИК, натурщица — модель, позирующая художнику; профессиональное занятие. НИМБ — в христианском и буддийском искусстве условное изображение в виде круга сияния вокруг человеческой головы, символ святости. НЮАНС, ОТТЕНОК — тонкое различие, градация цветового или светотеневого тона. ОБРАЗ художественный — способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством субъективных и объективных начал художественного творчества, его чувственных и смысловых аспектов; результат художественного обобщения. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА — вид линейной перспективы; условная система построения пространства, в которой изображение распластывается на плоскости, предметы представлены видимыми с нескольких точек зрения и увеличиваются по мере их отдаления от зрителя, а пространство разделяется на самостоятельную зону. ОРИГИНАЛ — 1) подлинное художественное произведение; 2) образец для копии. ОРНАМЕНТ — узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических или изобразительных элементов. Видами орнамента являются гротески, меандр, арабеска и др. Широко распространены орнаментальные ленты, розетты, сетчатые орнаменты. ОСНОВА — материал, на который наносятся грунт и красочный слой живописи: дерево, холст, металл, картон, бумага, стекло, линолеум и др. ПАЛИТРА — небольшая тонкая овальная или четырехугольная доска для смешения красок. ПАННО — 1) живописное произведение, декоративного назначения, постоянно прикрепленное к стене архитектурного интерьера; 2) часть стены, выделенная обрамлением и заполненная живописью или рельефом. ПАНОРАМА — синтетический вил искусства, рассчитанный на создание зрительной иллюзии, эффекта присутствия при изображенном событии; круговая лента-картина и расположенный перед ней предметный план. ПАСПАРТУ — лист бумаги, картона, оргалита и т. п. с вырезанным в его середине отверстием, создающий обрамление рисунка, акварели или гравюры. ПЕРО — инструмент для рисования жидким красящим веществом. ПЕРСПЕКТИВА — системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя. ПИНАКОТЕКА — хранилище произведений искусства. ПЛАКАТ — вид графики; изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, выполненное в агитационных, рекламных и учебных целях. ПЛАСТИЧНОСТЬ — художественная выразительность объемной формы, гармоническое соотношение ее частей и целого, эстетическое совершенство моделировки. ПЛЕНЭР — живопись на открытом воздухе; отражение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных, природных условиях. ПОВТОРЕНИЕ — авторская копия художественного произведения в размере оригинала. ПОДДЕЛКА — произведение искусства, созданное с целью выдать его за ценное произведение прошлой эпохи или известного мастера. ПОДЛИННИК — 1) оригинальное художественное произведение; 2) в иконописи — сборник образцовых рисунков (прорисей) или подробных наставлений иконописцу ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ — имитация особенностей искусства ранее работавшего художника, стиля или направления в искусстве прошлого. ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРАФИКА — вид прикладной художественной графики; обслуживает сферу производства и сбыта промышленной продукции (товарные ярлыки, фирменные знаки, издательские марки, упаковка, рекламные издания) и сферу управления производства (бланки, конверты). ПРОПОРЦИЯ — соотношение величин частей художественного произведения между собой, а также каждой части с произведением в целом. ПРОФИЛЬ — в изображении боковое положение головы, фигуры в целом, предмета; в узком смысле слова — внешний контур лица при боковой точке зрения. РАЗМЫВКА — 1) техника работы кистью с обильным применением воды; 2) вид литографии. РАКУРС — сокращение реальных или изображаемых фигур, предметов по законам перспективы в соответствии с выбранной точкой зрения. РАСТВОРИТЕЛЬ — жидкость для разжижения красок и лаков и для смывки красочного слоя. РАСТУШЕВКА — растирание на листе бумаги линий и штрихов, сделанных карандашом. РЕЛЬЕФ — один из видов скульптуры; его объемные формы располагаются на плоскости и ориентируются на нее; может углубляться в плоскость фона — углубленный рельеф (его разновидности — контррельеф и койланоглиф) и выступать над нею — выпуклый рельеф (барельеф и горельеф). РЕСТАВРАЦИЯ — укрепление и восстановление поврежденных произведений искусства. РЕТУШЬ — частичные исправления изображения. РИСУНОК — изображение на какой-либо поверхности, сделанное от руки сухим или жидким красящим веществом с помощью графических средств — контурной линии, штриха, пятна. РОСПИСЬ — живопись (орнаментальная или сюжетная), украшающая архитектурные сооружения либо предметы, изделия народного искусства, художественного ремесла или художественной промышленности. СВЕТ — наиболее освещенные части художественного произведения. СВЕТОТЕНЬ — распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду. СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО — входит в состав краски и определяет все ее специальные свойства, за исключением цвета. СГРАФФИТО — способ монументальной живописи и декоративной отделки стен: рисунок, выполненный процарапыванием хорошо высохшей светлой краски, покрывающей темный штукатурный слой. СЕАНС — время работы художника в пределах одного дня без длительного перерыва, перемены модели и задания. СИГНАТУРА — подпись художника на картине СИЛУЭТ — плоскостное однотонное изображение предмета на фоне другого цвета. СИМВОЛ — разновидность художественного образа, указывает на смысл; слит с художественным образом, но не тождествен ему. СКУЛЬПТУРА — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещаются в реальном пространстве. СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ, мелкая пластика — небольшие фигурки: статуэтки, игрушки. СЛЕПОК — точная копия скульптурного оригинала, выполненная механическим способом посредством холодной отливки, обычно из гипса. СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО — произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер, свободные от прямых утилитарных функций и не предназначенные для вхождения в ансамбль в качестве его составной неотъемлемой части. СТИЛИЗАЦИЯ — 1) декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема; 2) имитация образной системы и формальных особенностей одного из стилей прошлого, использованных в новом художественном контексте. СТИЛЬ — устойчивое единство художественной образной системы выразительных средств искусства. СТУДИЯ — 1) помещение (мастерская, ателье) для работы художника, скульптора, фотографа; 2) самостоятельное учебное заведение для подготовки живописцев и скульпторов. ТЕМПЕРА — эмульсионные краски; картина, написанная такими красками. ТЕНЬ — наименее освещенные части художественного произведения. ТЕМА — в изобразительном искусстве объект художественного изображения, круг жизненных явлений, проблем, идей, положенных в основу художественного произведения. ТЕХНИКА — совокупность навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. ТИПАЖ — выбор модели по общим признакам, которые считаются присущими какой-либо группе людей. ТОНИРОВАНИЕ — подцветка поверхности художественного произведения. ТРАДИЦИЯ — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение навыки, правила, обычаи. ТРАФАРЕТ — приспособление для переноса изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение одного и того же мотива: пластина с отверстиями, через которые красящая масса наносится на материал. ТУШЬ — черная краска, не теряющая интенсивности тона со временем. ФАКТУРА — характер поверхности художественного произведения, ее обработки. ФОН — глубинные, менее значимые части изобразительной или орнаментальной композиции. ФРАГМЕНТ — элемент картины. ФРЕСКА — живопись по сырой штукатурке водяными красками. ХУДОЖНИК — 1) творческая личность, искусник, мастер; 2) человек, профессионально работающий в области изобразительных искусств. ЦВЕТ — 1) свойство материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра; 2) цветовой тон, определяющий своеобразие и природу каждого данного цветового оттенка вместе со светлотой, яркостью и насыщенностью цвета. ШЕДЕВР — высшее достижение искусства, мастерства. ШТРИХ — линия, выполняемая одним движением руки, основной элемент техники рисования. ШТРИХОВКА — система штрихов, позволяющая передавать пространство, выявлять объем но пластические свойства предметов и их фактуру, создавать выразительные эффекты динамики, света и тени. ЭКСПРЕССИЯ — выразительность произведения. ЭСКИЗ — предварительный набросок картины, рисунка; художественное произведение вспомогательного характера. ЭТЮД — предварительное изображение предмета с натуры; художественное произведение вспомогательного характера. ЭТЮДНИК — ящик с принадлежностями для живописи и местом для этюда.
|
Категория: Это интересно | Добавил: bojcko (18.11.2011)
|
Просмотров: 4006
|
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|