Пятница, 19.04.2024, 03:39
Приветствую Вас Гость
Группа
"Гости"
Основные понятия
Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Мудрость воспитания

Внеклассное мероприятие "Этикет казачества"

 

Ход занятия:

     Упражнение "Приветствие"

Учитель: - Ребята, предлагаю всем встать в круг и поприветствовать друг друга по-европейски, пожимая руку. А теперь поздоровайтесь как японцы, поклонившись друг другу. "Африканцы" при встрече трутся носами. Поприветствуйте и вы друг друга по–африкански.

- Я очень рада видеть вас и ваши добрые радостные лица, лучистые глазки! Думаю, что вы получили заряд бодрости и энергии, и хорошее настроение не покинет вас на время нашего занятия.

Учитель: - Оказывается в разных частях света, у разных народов существуют различные способы приветствий.      Одни кланяются в пояс, как японцы, другие падают на колени и ударяются лбом о землю, третьи прижимают руку ко лбу и сердцу, четвертые прикасаются носами, пятые показывают язык... Главное, знать некоторые принятые среди культурных людей правила и выполнять их в жизни.

    

Рассматривание картинок:

 

Учитель: - Какая картинка лишняя в данном ряду? Почему? (ответы детей)

                  - Попробуйте определить тему сегодняшнего внеклассного занятия.

                 -  Сегодня мы поговорим о правилах отношения человека к человеку, т. е. об этикете, который различается у разных народов даже в одной стране. Так как мы живем на Дону, то будем учиться поддерживать культуру народа своего родного края, познакомимся с правилами казачьего этикета, которые сохранились до наших времен, и постараемся составить «Свод этических правил».

 

Чтение стихотворения учеником:

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?

Как входить и где стоять,
Кому место уступать,
Как прилично одеваться,
Где молчать, а где смеяться,
Как к обеду пригласить,
Что подруге подарить.

Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

В школе, в доме, на работе,
И в трамвае, в самолете,
И в театре, и в кафе
Пригодиться он тебе.


                                  (А. Усачёв)

Историческая справка

Слово «этикет» появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали «этикетками». Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась «Домострой». В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы.
При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало» или "Показания к житейскому обхождению". Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.


Игра «Вежливо – невежливо»

 

Учитель: - Насколько вам знакомы правила культурного поведения, проверим в игре «Вежливо – невежливо». Если я называю вежливый поступок – вы хлопаете в ладоши, если нет, то топаете ногами.

- поздороваться при встрече;
- толкнуть одноклассника и не извиниться;
- кричать, шуметь на перемене;
- уступить место старшим;
- не вставать на обращение учителя;
- помочь подняться по лестнице;

перебивать во время разговора;
– соблюдать на уроке тишину;
– уметь выслушать друга;
– пропустить вперед девочек;
– сказать «До свидания» , уходя из класса домой;

– громко разговаривать в автобусе;
– помочь поднять упавшую вещь;
– обозвать обидным словом соседа;
 – пожелать в столовой: «Приятного аппетита»

 


Работа в группах

Учитель: - Проживая на Дону, мы должны знать правила казачьего этикета, которые сохранились до наших времен. Соблюдая их, будем поддерживать культуру народа своего края. Казак не считал себя казаком, если не знал и не соблюдал традиции и обычаи казачества, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные казачьи домашние законы:

1. Уважительное отношение к старшим.
2. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
3. Безмерное почитание гостя.
Разбившись на группы, вы поработаете с предложенным материалом (приложение 1), выберите главное и составите этические правила поведения.

 

 

 


Казаки и родители

Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Непочитание отца с матерью считалось за большой грех.

В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату». 

Отношение к старшим

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи и соблюдения некоторого этикета:

 - при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы – снять шапку и поклониться;

- в присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговоры без его разрешения) и, тем более, непристойно выражаться;

 - младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными;
- при общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего;
- при конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим, и требовалось немедленное его исполнение.
 

Отношение к женщине

Уважительное отношение к женщине - матери, жене, сестре - обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.

Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.

В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости.

Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех ее членов, и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.

 

Казаки и гости

Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня, на постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах. К чести казаков, этот обычай и в наше время не претерпел особых изменений. В сентябре 1991 года при поездке в г. Азов на празднование юбилея Азовского сидения группа казаков из 18 человек остановилась на привал у родственников сотника Г.Г. Пелипенко в станице Октябрьской (в прошлом Ново-Михайловка) и не были отпущены до тех пор пока не были накормлены наваристым  борщем, домашней снедью под чарку горилки и были предупреждены, что на обратном пути не вздумали не заехать и не рассказать о празднике. 
 

Отношение к женщине

Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.
Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа. В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.
Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.
Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.
Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы.
Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту «мамаша», а равной - «сестра», к младшей - «дочка» (внучка).

Приветствие казака

В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.
При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье. Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице.
Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку(казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя, если знали, имя.
При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.
Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему (сидящему).
Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него. За долг считали и проявленную к тебе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был рассчитаться тем же.
 

Казак в быту

Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.
Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил «лишку», то его просто обносили, а то и отправляли проспаться.
Не принято было неволить: хочешь –пей. Не хочешь – не пей, но рюмку обязан поднять и пригубить, поговорка говорила «подавать можно, неволить нельзя». Застольная песнь напоминала: «Пей, но ум не пропивай».
В обиходе казачьей жизни было много и других особенностей быта, которые были порождены условиями их жизни. Нередко, особенно от людей, интересующихся прошлым (чаще от женщин) можно было услышать: «Вот вы, казаки, как дикари, никогда под ручку с женой не появлялись на улице – она идет сзади или сбоку, вы даже ребенка на руках на улице не носили» и прочее.
Да, было когда-то и это, но обуславливалось заботой о женщине, чтоб не нанести ей лишний раз душевной травмы. Проводя жизнь в боях, казаки, естественно, несли потери и нередко значительные. И представьте казака, идущего в обнимку со своей любезной, а навстречу – другая молодая мать-казачка, потерявшая мужа – с одним ребенком на руках, а другой держится за подол. Что творится в душе этой казачки, когда малыш спрашивает: «Мама, а где мой батя?».
По той же причине и с ребенком на руках казак не появлялся на людях.
Длительный период у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну сторону стола, а мужчины – по другую. Это вызывалось тем, что под воздействием хмельного казак по отношению к чужой жене мог допустить какие-то вольности, а казаки скорые на расправу, пускали в ход оружие.
Характерно: в прошлом у казаков в свадебных торжествах могли участвовать только женатые и замужние. Для неженатой молодежи отдельно проводились вечеринки и в доме жениха, и в доме невесты до основной свадьбы – это было заботой о нравственности устоев молодежи – ибо на свадьбе в торжествах и пожеланиях допускались определенные вольности.
Очень был востребован культ подарков и гостинцев. Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении гостей и в гости не ходили без гостинца.
 

 

 

 

 


 

Учитель: теперь, когда мы обменялись мнениями, подведём итог нашей беседы. Какими правилами должен руководствоваться человек, знающий этикет?

Ответы детей можно записать на доске.

·    Быть точным и аккуратным

·    Уметь владеть собой, не «срывать зло» на окружающих

·    Воспитанный человек никогда не даст слова, если твёрдо не уверен в возможности его выполнения.

·    Он внимательно слушает собеседника, не перебивая его, пока тот не закончит рассказ. Даже в соре никогда не повышает голоса.

·    Необходимо избегать назойливости: если ваше присутствие неприятно человеку – оставьте его.

·    В гостях нужно вести себя так, чтобы ваше присутствие было приятно и для хозяев, и для гостей.

·    Гостей надо встречать приветливо. Если хозяин чем-то огорчён, он должен вести себя так, чтобы гости этого не заметили.

·    За проявленное к вам внимание, заботу, за любую услугу следует поблагодарить и ответить взаимной услугой и вниманием.

·    За причиненное неудобство нужно сразу же попросить прощения.

Это лишь часть правил хорошего тона, но применение даже этой малой части облегчит вашу жизнь, потому что хорошие манеры необходимы каждому. Но для того, чтобы стать культурным человеком, мало знать этикет, нужно следовать этим правилам всегда. В этом секрет успеха!


Рефлексия. Ребята, закончите предложения.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
моё настроение… (поднимают сигнальные карточки)

Итог занятия.

На этом наше занятие окончено, всем спасибо!

 

Использованная литература:

1.     «Краткий словарь по философии». Под ред. И.В. Блауберга и И.К. Пантина.

2.     «Словарь по этике». Под ред. И.С. Кона.

3.     Д.С. Лихачёв «Письма о добром».

  1. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.:Школьная Пресса. 2002. – 112с.
  2. 3. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.:Школа-Пресс. 1998. -186с.

6.     http://kazakdon.ru/gostepriimstvo_kazakov.html Казачество на Дону

7.     http://obuchonok.ru/node/349 История возникновения этикета

 

 

 

Категория: Мудрость воспитания | Добавил: bojcko (20.04.2016)
Просмотров: 1456
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наша кнопка
Анна Божко
Все для оформления школы Вне урока Образовательный портал: сайт для детей, родителей, воспитателей и учителей. Мир моей души Копилка детских ресурсов anstars.ru - Учительский портал - Методические пособия, документы, презентации. Классные часы. Коллекция сценариев - более 1000 Школьные песни - переделки. Каталог учительских сайтов. Анимации и шаблоны для PowerPoint. Презентации. Детский портал «СОЛНЫШКО» Методсовет для малышей и мам