Ещё несколько лет назад слово «Портфолио» звучало непривычно для учащихся начальных классов. Но сегодня оно прочно вошло в нашу жизнь и, поверьте, ничего страшного в этом нет. Скорее, наоборот. Портфолио ученика раскрывает индивидуальные возможности ребёнка, иногда даже не известные родителям. Ценность такой работы – это творческий рост школьника, формирование личности, повышение его самооценки. В настоящее время не существует строгой установленной формы составления «Портфолио», поэтому предлагаю Вам некоторые рекомендации.
Первый раздел - «ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ»,
который содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс) и фото ученика.
Второй раздел - «МОЙ МИР»
В нём можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные варианты заголовков листов: "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает. "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. "Мой город" - рассказ о родном городе, о его интересных местах. "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования. "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах. "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу: "мне нравится..., потому что...".
Третий раздел - «МОЯ УЧЁБА»
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
Четвёртый раздел - «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику, или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
Пятый раздел - «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете – можно разместить ссылку и вырезку из газеты или журнала
Шестой раздел- «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.
Седьмой раздел - «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
Восьмой раздел- «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить «портфолио», проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку).
Важно помнить. Рекомендуется портфолио ученика начальных классов заполнять при помощи родителей. Но по мере взросления ребенка эта помощь должна сводиться к минимуму. Оформлять своеобразную подборку достижений, конечно, нужно вместе с ребёнком. Пусть он знает все графы, которые присутствуют в портфолио, это поспособствует быстрому формированию приоритетных интересов и поможет выявить слабые стороны, которые нуждаются в корректировке.
Обязательно нужно объяснить ребенку, что портфолио – это не гонка за грамотами, это просто результат хорошей работы, который потом будет приятно посмотреть. В процессе работы над материалами к школьнику обязательно придет понимание и осмысление своих достижений.
|