Пятница, 26.04.2024, 15:48
Приветствую Вас Гость
Группа
"Гости"
Основные понятия
Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Для вас, родители!

Сквернословие
  Ненормативная лексика из уст ребенка обычно вызывает у взрослых возмущение, недоумение, негодование с последующими угрозами и наказанием.
Но прежде, чем «принимать меры», родителям стоит задуматься – а чем оно вызвано и откуда в лексиконе ребенка подобные выражения.

Хотим мы того или нет, малыши очень часто слышат «плохие слова».
На детской площадке, в транспорте и на остановке, в магазине и в поликлинике, по телевизору и от соседей – оградить ребенка от ругающихся или просто изъясняющихся таким образом взрослых невозможно.
А ведь кроха, как губка, впитывает все, что слышит. В том числе и ненормативную лексику.
До 5 лет дети обычно воспринимают услышанное просто как новые слова.
И – вполне естественно – спешат поделиться новоприобретенными знаниями с родителями. Так что здесь нет ничего страшного, ведь признаемся, положа руку на сердце, все мы прекрасно знаем эти слова. Гораздо важнее то, употребляем ли мы их в своей речи, а если да – то где и как.
С каждым днем лексический запас малыша пополняется. И вряд ли вы станете ругать любимое чадо за то, что он узнает новые слова и выражения. Наоборот, ребенок привык, что мама радуется этому и хвалит его.
Поэтому если вдруг очередное новое слово вызовет бурю гнева, кроха вряд ли поймет, что произошло. Скорее, он запомнит лишь то, что делиться новыми событиями с мамой надо аккуратнее: никогда не знаешь, на что напорешься – вчера хвалила, а сегодня ругает. И получается, что вы сделали шаг к детской скрытности и замкнутости.

Гораздо лучше, если вы спокойно объясните: «Есть слова, которые произносить не следует – они некрасивые. Их употребляют невоспитанные люди.
Поэтому не надо это слово повторять. Вместо него можно использовать другие». И перечислите приличные слова, обозначающие то же самое.

Таким образом, малыш запомнит, что «грязное» слово произносить не надо. Если во взаимоотношениях ребенка с вами нет «отягчающих» обстоятельств, скорее всего, вы больше это не услышите.

Не секрет, что есть люди, просто разговаривающие матерным языком. Но гораздо чаще внимание детей привлекает ситуация, где ненормативная лексика употребляется на фоне повышенного эмоционального состояния говорящего.
Тогда ребенок будет считать, что ругательство – это способ ярко и броско выразить свои эмоции.
Маленькому человечку интересны не столько сами слова, сколько то, что за ними стоит: гнев, ужас, восторг. В этом случае малыш будет ругаться тогда, когда он очень рассердился, обиделся, испугался или, наоборот, чем-то восхищен или поражен.
Задача родителей – подсказать крохе, как можно выразить эмоции, не употребляя некрасивых слов. Ведь ребенку и так очень сложно справляться со своими эмоциями, а найти им адекватное вербальное выражение без посторонней помощи он вообще практически не в состоянии.
Можно сыграть с малышом в игру: «Представь, что ты очень рассердился. Что ты можешь сказать другому человеку, чтобы он понял твое состояние?» И перечислить подходящие варианты, подсказывая ребенку, какие выражения годятся в каких случаях. Например: «О, я так зол!» или «Ты даже не представляешь, как я сердит!», «Я прямо готов визжать от ярости!», «Это так восхитительно, что не передашь словами!» и т.д.


В 6-8 лет у детей появляется повышенный интерес к своему телу, его строению и функционированию. Все, что связано с физиологическими проявлениями, цепляет и привлекает.
Ребенок начинает осознавать свое тело как отдельную сущность, со своими законами и потребностями.
Если этот интерес малыш не может удовлетворить открыто и дома, задавая родителям вопросы и получая на них разумные и доброжелательные ответы, он отправится за информацией во двор.
А там, как вы понимаете, вряд ли волнующие темы будут объяснены посредством медицинских терминов – в ход пойдет именно ненормативная лексика. Это произойдет и в том случае, если родители, сознательно или нет, учат ребенка стыдиться своего тела, относиться к нему как к чему-то если не грязному, то второстепенному и необязательному.

Стремление шокировать родителей демонстрацией своих лексических «познаний» уже может восприниматься как проступок. Главное его отличие от вышеперечисленных ситуаций в том, что ребенок вполне осознает запрет на употребление ругательств. А произносит их, чтобы посмотреть, какова будет реакция взрослых. Чего малыш добивается? Ну уж точно, не подзатыльника.
Скорее, это попытка обратить внимание на себя, свои нужды, свою взрослость, может, просто добиться разговора с родителями, в котором те, занятые своими проблемами, частенько ему отказывают.
Лучшей реакцией взрослых будет мгновенный, но спокойный запрет: «Я не желаю слышать гадких слов; если хочешь ругаться – иди, общайся так с теми, кому это нравится. Если же хочешь поговорить со мной, будь добр, выбирай выражения».
Подростки, ругаясь, демонстрируют свою взрослость и независимость. Когда они делают это наедине друг с другом, просто не обращайте внимания.
Если словарный запас у ребенка достаточно велик, в определенный момент ваше чадо перерастет это показушничество. Гораздо разумнее помочь тинейджеру найти иные способы утверждения своего «я».

Самое печальное, когда ненормативную лексику ребенок регулярно слышит дома. Например, отец или дед не считают зазорным вставлять матерные словечки в свою речь. Тут уж никак не скажешь, что ругаются лишь невоспитанные люди. Сразу получишь в ответ: «А что, папа тоже невоспитанный? А я хочу быть, как папа!» В таком случае придется вам сесть с малышом и разобраться, как и почему папа употребляет эти слова.
Может, это его способ «выпустить шар» - тогда найдите с ребенком другие способы выражения эмоций. Может, он привык привлекать к себе внимание, рассказывая «соленый» анекдот, - но ведь есть масса смешных историй с вполне цензурными выражениями.
Папу можно и нужно привлечь себе в союзники (только предварительно договоритесь с ним, чтобы не попасть впросак).
Спросите его в лоб, хорошее ли он слово сказал Вряд ли он признает матерные выражения достойные употребления.

Приходится признать: рано или поздно это случается со всеми детьми. В один прекрасный день из уст вашего хорошего и милого крохи вылетает «плохое» слово.
Успокойтесь: вряд ли это сделает его матершинником, преступником и вообще моральным уродом. Если ребенок практически никогда не слышит грубых ругательств дома, он очень быстро усвоит, что в приличном обществе и при взрослых – родителях, учителях – эти выражения не употребляют.
Если же для вас самих нецензурная лексика является нормой жизни, перевоспитание надо начинать с себя, любимого, а потом уже переходить на ребенка.
Запретный плод, как известно, сладок. Буря негодования или наказание будет способствовать яркому запечатлению в сознании ребенка грязных слов, а непонимание или неумение объясняться иначе заставит повторять их снова и снова.
Так что самая лучшая реакция – это отсутствие реакции.
Если вы нормальным тоном заявили, что плохие слова в вашем доме звучать не должны, и переключили внимание малыша на более подходящий объект, ненормативная лексика будет восприниматься спокойно.
Да, она существует, и ничего с этим не поделаешь. Да, есть люди, которые так говорят. А я могу и по-другому.

По материалам статьи В. Лачиновой.
Категория: Для вас, родители! | Добавил: rodstvennik (19.11.2010)
Просмотров: 632
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наша кнопка
Анна Божко
Все для оформления школы Вне урока Образовательный портал: сайт для детей, родителей, воспитателей и учителей. Мир моей души Копилка детских ресурсов anstars.ru - Учительский портал - Методические пособия, документы, презентации. Классные часы. Коллекция сценариев - более 1000 Школьные песни - переделки. Каталог учительских сайтов. Анимации и шаблоны для PowerPoint. Презентации. Детский портал «СОЛНЫШКО» Методсовет для малышей и мам