Четверг, 25.04.2024, 03:15
Приветствую Вас Гость
Группа
"Гости"
Основные понятия
Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » ОБЖ

Формирование у обучающихся навыков безопасного поведения на дороге

 

Важным направлением педагогической деятельности является формирование у учащихся установки на безопасный, здоровый образ жизни, сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования предусматривают необходимость обеспечения достижения обучающимися такого личностного результата, как сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоения правил поведения на транспорте и на дорогах.

В современном мире непрерывно растет число потенциально опасных ситуаций, меняется представление о содержании и роли культуры безопасности.
Актуальность данной тематики также подтверждается ситуацией роста детского дорожно-транспортного травматизма как в Российской Федерации, так и в Ростовской области. На территории Ростовской области за двенадцать месяцев 2014 года с участием несовершеннолетних зарегистрированы 528 ДТП, в результате которых 556 несовершеннолетних получили травмы различной степени тяжести, погибли 25 несовершеннолетних, из которых - 13 пассажиров, 9 – пешеходов, один - велосипедист.

Практика показывает, что низкая эффективность обучения учащихся основам дорожной безопасности во многом обусловлена отсутствием научно обоснованных, современных учебно-методических разработок, наглядных, компьютерных средств обучения.
Используемая в настоящее время педагогами учебно-методическая литература в значительной степени устарела, не соответствует изменениям, внесенным в Правила дорожного движения.
Проанализируем грубейшие ошибки, которые допускаются при изучении ПДД.

Правило «Обходи трамвай спереди, автобус – сзади» давно устарело и не спасает, а наоборот, создает аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, из-за чего может произойти наезд. Порядок пересечения проезжей части дороги строго оговорен Правилами дорожного движения, и он не связан с обходом маршрутного транспорта. Поэтому следует обучать школьников дойти до ближайшего пешеходного перехода и переходить там. Если перехода нет, ждать, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние или переходить в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

 Всегда учили при переходе улицы смотреть налево, а дойдя до середины – смотреть направо. Это правило также устарело и создает опасную ситуацию.

Юные пешеходы должны усвоить, что прежде чем перейти дорогу - остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию. С детского сада дети знают: красный - стоп, желтый - приготовься, зеленый - иди.

 Следуя такому правилу, приобретают уверенность в безопасности перехода по зеленому сигналу. А это очень опасно! Ведь в ПДД сказано, что красный и желтый сигналы запрещают движение, а зеленый его разрешает. Но при этом ни слова не сказано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения!

        Красный сигнал светофора - запрещающий, т.к. с другой стороны горит зеленый для машин. Желтый сигнал означает не только приготовиться, а знак «Внимание», предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода желтый также является запрещающим, т.к. на желтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый сигнал разрешает движение, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности.

Ошибкой будет и пояснение ситуации: если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или на середине дороги.

        В Правилах дорожного движения нет понятия «островок безопасности». Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется. Ведь пешеход остается между двумя движущимися навстречу друг другу транспортными потоками. Малейшая неосторожность или случайность чреваты несчастным случаем. 

   Необходимо учить школьников рассчитывать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги и пересечь проезжую часть за один прием. Но если уж попали в такую ситуацию, то надо стоять на середине дороги, на осевой линии, и не делать шаг ни вперед, ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение, как лучше объехать.

        Правило «Не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома» требует корректировки. Ведь во дворовых территориях также есть дороги, при движении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила дорожного движения в жилой зоне, т.е. скорость не должна превышать 20 км/ч, но это правило далеко не всегда соблюдается. И хотя в жилой зоне пешеходы имеют преимущество, они не должны забывать о собственной безопасности. С раннего возраста ребенок должен усвоить, что выходя из подъезда, необходимо быть внимательным и осторожным. Играть подальше от дороги, там, где нет машин. 

Часто педагоги начинают обучение со знаков, неактуальных для юных участников дорожного движения. Следует помнить, что дорожные знаки главным образом предназначены для водителей. Безусловно, дети должны их знать, но прежде всего это должны быть знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов: «Пешеходный переход» (надземный, подземный), «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Велосипедная дорожка».

        Следует отметить, что формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах невозможно только в школе. Закреплять полученные знания, умения, навыки, дети должны дома, в семье, в чем и заключается помощь родителей, которые должны воспитывать своим личным примером поведения в дорожной среде.
 

В виду отсутствия соответствующих методик по обучению дорожной безопасности, на классных часах учителя чаще всего читают сказки, загадки, стихи, дают задания разукрашивать картинки по Правилам дорожного движения, проводят викторины, игры, конкурсы, театрализованные представления. Но надо помнить, что такой подход в целом носит познавательный характер, и в полной мере не решает задач обучения и воспитания.
Не всегда оправданы популярные книжки со сказочными сюжетами по Правилам дорожного движения, которые дети и воспринимают как сказки без переноса действий героев на свое поведение, что связано с конкретностью их мышления.
Часто младшие школьники любят рассматривать картинки по ПДД в стиле веселых и смешных комиксов, которые привлекают и развлекают их, но отвлекают от основной задачи - обучения умению наблюдать, видеть, понимать и осознавать реальную опасность на улицах и дорогах.
И даже при запоминании и понимании правил безопасности наблюдается довольно большое расхождение между полученными знаниями и фактическим поведением в дорожной среде.

Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки являются достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: ОБЖ | Добавил: bojcko (31.03.2015)
Просмотров: 748
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наша кнопка
Анна Божко
Все для оформления школы Вне урока Образовательный портал: сайт для детей, родителей, воспитателей и учителей. Мир моей души Копилка детских ресурсов anstars.ru - Учительский портал - Методические пособия, документы, презентации. Классные часы. Коллекция сценариев - более 1000 Школьные песни - переделки. Каталог учительских сайтов. Анимации и шаблоны для PowerPoint. Презентации. Детский портал «СОЛНЫШКО» Методсовет для малышей и мам