Пятница, 26.04.2024, 01:41
Приветствую Вас Гость
Группа
"Гости"
Основные понятия
Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Окружающий мир

Нестандартный урок-экскурсия «В поисках клада»

Тема: «Ориентирование на местности»

Цель: формирование умений ориентирования на местности

Задачи:

Предметные:

закрепление знаний сторон света, умения пользоваться компасом

 

Метапредметные:

·        Учить ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

·        Развивать коммуникативные навыки при работе в группе;

·        Развивать навыки самооценки

Личностные:

·        Помочь осознать личностное значение изучения темы;

  • Укрепление здоровья детей, организация отдыха на свежем воздухе

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • Формирование умений ориентирования на местности;
  • Умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

·        Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

·        Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;

·        Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

·        Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию;

·        Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения совместной деятельности;

·        Умение осуществлять адекватную  самооценку и принимать решение в ситуации выбора

Познавательные:

·        Определение сторон горизонта с помощью компаса;

·        Умение осуществлять анализ объекта

Предметные результаты:

знание сторон света, умение пользоваться компасом, умение применять теоретические знания на практике в новой ситуации

 

 

 

 

Подготовка к уроку: учитель совместно с родительским комитетом выезжает в урочище, намечает маршрут экскурсии. Родители заготавливают для  «клада» фрукты, игрушки, различные  школьные принадлежности, помогают в оформлении: пишут послания, делают метки из цветной бумаги, готовят карточки с животными и растениями леса

Группа родителей выезжает к месту проведения урока за 1-2 часа, прячет послания, расклеивает метки, прячет «клад» поблизости от места стоянки.

Организация: сбор детей с родителями, деление на команды. Для каждой команды определен свой маршрут и спрятан свой «клад», т. к. идти по одному маршруту всем классом затруднительно.

 

Ход урока-экскурсии:

I Организационно-мотивационный этап:

  1. Активный метод знакомства «Встреча»

Цель: встреча друг с другом, определение настроения каждого и группы в целом

Дети становятся в круг. Все по очереди здороваются, делая шаг вперед, совершая  при этом какое-нибудь движение, позу, жест, стараясь продемонстрировать свое настроение в данный момент. После каждого представления весь класс пытается догадаться, какое чувство хотел выразить выступавший.

2. Упражнение – энергизатор “Пожелание”

- Давайте начнем сегодняшний урок-экскурсию с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Кто-либо из вас подойдет к любому из нас, поздоровается и выскажет пожелание. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание.

 

II Постановка целей урока:

- Получив пожелание от одноклассника, вы зарядились положительными эмоциями, которые нам не помешают. Ведь сегодня у нас необычный урок, который пройдет здесь, на природе, в красивом месте в урочище Сусарево.

Полюбуйтесь донской природой ранней осенью!

- Урок-экскурсия имеет название «В поисках клада». Всем интересно будет отыскать «клад» первым?! Какие знания потребуются, чтобы справиться с поставленной задачей?

Ответы детей

 

- Вы, ребята, должны показать своим родителям, которые присутствуют здесь, насколько правильно умеете ориентироваться в лесу, определять маршрут движения, т. е. применять теоретические знания на практике. А чтобы отправиться в поисках клада, необходимо разделиться на две команды. Предлагаю взять одну любую  карточку из предложенных (предлагаю набор карточек с изображениями растений и животных леса). Теперь, когда каждый из вас познакомился с изображением на своей карточке, прошу как можно быстрее объединиться по своему признаку, создать «семью», команду.

(создаются группы «животные леса» и «растения леса»)

 

III Работа по теме урока:

- Поприветствуйте членов своей команды, с которыми вы отправитесь выполнять задание! Пожелайте друг другу удачи!

 

 

- Чтобы знать маршрут, необходимо найти на одном из ближайших деревьев послание.

(Листки бумаги с посланиями для команд прикрепляются на сучках на высоте 1,5м, чтобы дети сами могли его снять. Какое послание команда найдет, по такому маршруту и направится).

Дети разбегаются по полянке в поисках посланий. Взрослые все время следят, чтобы дети не отклонились от маршрута.

 

 

Послание 1

Уважаемые кладоискатели!

Пройдите 23 шага на север  и найдите дуб. На южной стороне ствола должна быть синяя метка. От нее сверните на восток и идите до развилки двух дорог, отыщите пень, где будет спрятано следующее  послание.

 

 

Послание 2

Уважаемые кладоискатели!

Пройдите 23 шага на юг и найдите дуб. На северной стороне ствола должна быть красная метка. От нее сверните на запад и идите до развилки двух дорог, отыщите пень, где будет спрятано следующее  послание.

 

- Прочитайте содержание своих посланий. Сможете выполнить задание? Отгадав загадку, получите прибор, который поможет пройти маршрут.

 

Чудо - друг, чудо - круг.
Знает он, где север - юг.
(компас)

Дети получают компасы и отправляются выполнять задание.

         На пеньке находят цветную метку, значит, здесь надо искать записку с посланием, в котором вопрос и 3 варианта ответа. К каждому варианту дано направление дальнейшего пути.

         Если выбор ответа будет правильным, то дети пойдут по верному направлению. В противном случае дети пойдут по ложному пути и не увидят следующей метки.

 

 

Послание 1

Уважаемые кладоискатели!

 

         Какая группа предметов относится к неживой природе?

  1. Дом, одежда, мебель.
  2. Снег, вода, песок.
  3. Муха, карась, крокодил.

 

 

Послание 2

Уважаемые кладоискатели!

 

         Какая группа предметов относится к неживой природе?

  1. Стул, платье, чашка.
  2. Солнце, гранит, камень.
  3. Комар, щука, черепаха.

 

Второй вариант является верным, к нему дается следующее направление.

 

«От развилки дорог пойти по левой (правой) дороге, пройти 10-15м и найти метку, от метки повернуть на запад (восток) и идти до куста шиповника. Здесь и надо искать следующее послание»

 

     В послании  вопрос с тремя вариантами ответа.

 

 

Послание 1

Уважаемые кладоискатели!

 

Какая группа животных относится к домашним животным?

  1. Оса, муха, шмель.
  2. Ёж, заяц, лось.
  3. Овца, коза, свинья.

 

Послание 2

Уважаемые кладоискатели!

 

Какая группа животных относится к диким животным?

  1. Оса, муха, шмель.
  2. Ёж, заяц, лось.
  3. Овца, коза, свинья.

 

Третий и второй варианты правильные.

Продолжение маршрута:

«От куста шиповника повернуть на юг  (север), пересечь две дороги, повернуть на север (юг), пройти еще 5-6м, найти канаву и здесь искать следующее послание».

 

Послание 1

Уважаемые кладоискатели!

     Определите породу дерева, которое расположено ближе всего к месту, где было найдено послание.

  1. Осина.
  2. Тополь.
  3. Клён.

Послание 2

Уважаемые кладоискатели!

     Определите породу дерева, которое расположено ближе всего к месту, где было найдено послание.

1. Береза.

2. Ольха.

3. Осина.

Если дети дали ответ – осина, они пойдут по правильному пути.

 

Задание:

«Станьте лицом к осине, спиной к канаве и идите вперед 10 шагов, затем поверните на юг, пройдите еще 10 шагов и начинайте искать

« клад».

«Клад» спрятан в кустах.

Дети бросаются на поиски «клада» врассыпную и находят его быстро. Команда, отыскавшая «клад» первой, получает небольшие дополнительные призы (календарики, закладки, т.п.).

Поскольку «клад» спрятан рядом с местом стоянки, где ждет детей основная часть родителей, нетрудно проследить, чтобы дети не убежали далеко.

Находка «клада» сопровождается ликующими возгласами детей, настроение у всех прекрасное.

 

 

IV Рефлексия: упражнение “Паутинка”

Учитель берет клубок тесьмы (лучше красивого сутажа) и предлагает ученикам встать в круг. Взяв конец тесьмы, передает клубок, разматывая его, ученику напротив, называя одно из своих положительных качеств, играющее роль в успешной работе команды (или что он/она получил/а в ходе экскурсии), второй ученик, удерживая отрезок тесьмы (нитки) рукой (или намотав на палец), передает клубок следующему, называя одно из своих качеств (знаний, умений) и так далее, пока остатки клубка вновь не окажутся у учителя.

В конце концов, оказывается, что все  связаны единой “сеточкой – паутинкой из положительных качеств”.

Дети и взрослые садятся за общий «стол», приготовленный родителями для пикника.

 

                                           

 

 

Категория: Окружающий мир | Добавил: bojcko (20.04.2016)
Просмотров: 761
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наша кнопка
Анна Божко
Все для оформления школы Вне урока Образовательный портал: сайт для детей, родителей, воспитателей и учителей. Мир моей души Копилка детских ресурсов anstars.ru - Учительский портал - Методические пособия, документы, презентации. Классные часы. Коллекция сценариев - более 1000 Школьные песни - переделки. Каталог учительских сайтов. Анимации и шаблоны для PowerPoint. Презентации. Детский портал «СОЛНЫШКО» Методсовет для малышей и мам