Итоговая комплексная работа Фамилия, имя (полностью)___________________________________________ Класс 3 «___» Дата «___» ____________ 2020 г.
Вариант 1.
1. Возьми в руки карандаш и начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.
Шишка.
Простая еловая шишка для обитателей леса всё равно что для нас с вами коробка с желанными конфетами. Каждый в лесу старается шишку сорвать и до семян добраться. Клесты от рвения даже носы свои набок сворачивают! У клестиных птенцов, пока их родители кормят, носы как носы, прямые, как у всех других птиц. А начнут сами чешуйки на шишках отгибать, так и покривеют у них носы, перекрестится надклювье с подклювьем, - не носы, а какие-то кривозубцы! Дятел ради вкусных семян даже особый станок - зажим изобрёл: заклинивает в него шишку и долбит. Белка берёт шишку в лапки и "распаковывает" зубами: скусывает чешуйку за чешуйкой, подхватывает языком семена. Попадётся шишка смоляная, так у неё даже губы слипаются! Но шишку всё равно не бросит, до семечка вышелушит. Ну а те, кому с шишкой не справиться, не раскрыть "коробку с конфетами", - те ждут, когда шишки весной сами раскроются. А зрелая шишка достигает 15 сантиметров в длину и 3- 4 сантиметра в диаметре. Встопорщатся на шишках чешуйки, полетят из них семена-вертолётики, устилая первые проталины и последние сугробы. На радость чижам, юркам, зябликам и синицам. Налетайте на бесплатное угощение! Все шишкиным семенам рады. А полетуха - летучая белка - и самой шишке рада! Целиком съедает её, пока она ещё свеженькая и молоденькая, не затвердевшая, похожая на зелёное яблочко. Незрелую шишку съедает, а вот созревшие семена не ест! Те самые семена-конфетки, из-за которых у белки рот от смолы слипается, а клесты становятся кривоносами, а дятлы - долбоносами. Конфетки не трогает, а коробку ... ест! Это всё равно что съесть картонный стаканчик, а мороженое выбросить. Просто невероятно! Такое только в лесу может быть.
2. Отметь√ свой ответ.
Как ты думаешь, куда можно поместить этот текст?
в сборник рассказов о природе
в толковый словарь
в энциклопедию о растениях
в поэтическую тетрадь
3. Запиши, на сколько смысловых частей можно разделить этот текст. Этот текст можно разделить на _______ смысловых частей. Придумай заголовок к третьей части текста. __________________________________________________________________
4. Продолжи предложение:
Еловая шишка для обитателей леса___________________________________ _________________________________________________________________
5. Выпиши из текста предложение о том, что происходит с шишкой весной. Проверь. Если ошибся, исправь. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Задай и запиши конкретный вопрос так, чтобы на него можно было ответить предложением из текста. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Выпиши из первого абзаца слово, выделенное жирным шрифтом, поставь ударение, запиши, сколько в нем слогов, букв, звуков. В слове ____________________ слогов ___, букв ___, звуков __.
8. Найди в тексте четвёртый абзац. Из первого предложения этого абзаца выпиши все имена существительные, определи род этих имён существительных. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_ 9. Подбери к слову лес однокоренные слова. Выдели корень. Запиши это слово в разных формах, выдели окончание.
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
10. Из первого абзаца выпиши третье предложение. Подчеркни в нём грамматическую основу. Выбери и запиши словосочетание, состоящее из сказуемого и связанного с ним слова. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Запиши математическое выражение и найди его значение: Из числа восемьдесят пять вычесть частное чисел сорок два и три.
12. Реши задачу. Булочка стоит 18 рублей. У тебя есть 4 монеты по 2 рубля и 3 монеты по 5 рублей. Хватит ли этих денег на две такие булочки? Ответ: ____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________
13. Выпиши двузначные числа в порядке убывания. 27, 18, 125, 64, 73, 57, 4, 63, 97, 81.
______________________________________________________________________________________________
14. Найди в тексте информацию и запиши, сколько сантиметров в диаметре достигает зрелая шишка.
Зрелые шишки достигают в диаметре ____________________________.
15. Выбери высказывание о зависимости между объектами неживой природы. Обведи букву правильного ответа
A. Песок используют при изготовлении кирпичей.
Б. Соль растворяется в воде.
B. Клёст выкармливает птенцов «еловой кашей".
16. Укажи, какая деятельность человека может нанести вред природе. Обведи букву ответа, который ты считаешь правильным.
A. Строительство очистных сооружений на предприятиях
. Б. Озеленение городских улиц кустарниками, деревьями.
B. Уничтожение сорняков на дачных участках
. Г. Составление букетов из веток цветущего шиповника весной.
18. Закончи предложения (назови одним словом).
Белка, лиса, волк, кабан – это _____________________________________.
Дятел, синица, голубь, воробей – это _______________________________.
Липа, берёза, тополь, ясень – это ___________________________________.
19. Запиши в таблицу как разные животные добираются до семян шишек:
Название Поведение
Скусывает чешуйку за чешуйкой, подхватывает языком семена.
От рвения даже носы свои набок сворачивают.
20. Подчеркни в тексте информацию о том, как ведут себя те, кто не могут сами справиться с шишкой.
Дополнительные задания
1. Соедините стрелочками тип книги (издания) с наименованием
произведение
«Красноярские новости»
сборник «Лекарственные растения»
собрание сочинений
Н. Носов «Мишкина каша»
периодическая печать
«Рассказы о животных»
справочное издание
А.П. Чехов. Собр. соч. в 10-ти томах
2. Из толстой проволоки Витя сделал кормушку для птиц в форме куба. На каждое ребро куба пошло 2 дм проволоки. Сколько проволоки потребовалось на весь каркас для этого куба?
3. Как ты думаешь, почему еловая шишка так желанна для обитателей леса? Запиши полный ответ. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|